Куда идет Китай? (К итогам XV съезда Компартии Китая)

доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова 12 сентября 1997 г. открылся XV съезд Компартии Китая. В течение нескольких дней работы съезда более 2040 делегатов, представлявших 58 млн. членов партии, •заслушали, обсудили и одобрили доклад генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя, утвердили дополнения к уставу партии, избрали новое ее руководство. Делегаты на съезд тщательно отбирались: по кандидатурам состоялось множество консультаций (500 тыс. человеко/раз! Есть, оказывается, и такая статистика). Вну­шительные данные, ничего не скажешь. Почти 76% делегатов съезда составили партийные руководители разных рангов. Первоочередного внимания заслуживают следующие решения съезда КПК: при­знание "теории Дэн Сяопина" в качестве одной из идеологических основ партии (отныне это "марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина"), очередное объявление о необходимости проведения политической реформы и решение о сокра­щении армии в течение 3 лет на 500 тыс. человек, наконец, подтверждение позиции партии в отношении государственного сектора и экономического развития страны. Остановимся ниже на двух темах, являющихся центральными: первая - идейно-политическая борьба в КПК и решения съезда, вторая - решения съезда о стратегии экономического развития страны. Читая доклад генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя на съезде, невольно вспоминаешь его предыдущие речи. Выступая с докладом по случаю 40-й годовщины образования КНР в 1989 г., вскоре после трагических событий на площади Тянь-аньмэнь, Цзян Цзэминь идеологически отверг концепцию экономических преобразо­ваний, утвержденную на XIII съезде партии. Этот доклад был объявлен "политическим манифестом третьего поколения китайских руководителей. Решения XIII съезда на несколько лет были преданы забвению. Тогда же было заявлено, что события весны 1989 г. явились контрреволюционным мятежом, инспирированным внутренними и внешними врагами КПК и социализма, что "правые", "буржуазная либерализация" представляют главную опасность для судеб партии и социализма в Китае. Борьба с ними - первоочередная задача. В результате ход реформ был задержан на два с лишним года. На XIV съезде Компартии Китая в 1992 г. после решительного демарша Дэн Сяопина во время поездки на юг страны Цзян Цзэминь выступил с докладом, в котором был пересмотрен ряд положений, высказанных им в 1989 г. Тем самым стало возможным снова приступить к развертыванию экономических реформ. На XV съезде а докладе Цзян Цзэминя содержится безоговорочное признание необходимости глу­боких и радикальных реформ. О событиях 1989 г. впервые спокойно говорилось как о 'суровом опыте международных и внутренних политических волнений" XV съезд, таким образом, свидетельствует о разительном изменении идейно-политических позиций генерального секретаря партии. И не только его. Выступления первого лица в партии на столь ответственных собраниях в условиях Китая отражают не столько мнение лидера, сколько согласованную точку зрения высшего руководства. Похоже, что с основными положениями будущего доклада съезду Цзян Цзэминь ознакомил представителей центральных учреждений партии 29 мая 1997 г. (текст выступления не был опубликован). Он несколько месяцев обсуждался. Перед началом съезда (а не после съезда, как обычно) с докладом были специально ознакомлены и представители демократических партий и организаций, которые обсудили и одобрили его. 22 сентября, через несколько дней после завершения работы съезда, доклад был опубликован. Если сравнить фрагменты доклада, публиковавшиеся во время работы съезда, с итоговым текстом, легко заметить, что работа над окончательным ва­риантом документа продолжалась и после завершения заседаний. Поэтому можно констатировать, что изменения в позициях генерального секретаря отражают таковые у достаточно представительной части руководства партии. Их суть проста: за 1989-1997 гг. упало влияние левой оппозиции - ортодоксальных марксистских сил. Более того, в докладе ЦК КПК XV съезду сказано: надо быть бдительными в отношении "правых", но главное - пресечение "левачества". По сравнению с 1989 г. это поворот на 180 градусов. Анализ содержания доклада Цзян Цзэминя показывает, что внутренне он насыщен полемикой с левой оппозицией. Однако полемика эта безымянна, неконкретна: в докладе не назван ни один оппонент, не приведен ни один довод оппозиции. Платформа левой оппозиции более или менее известна. Один из ее документов -"Несколько факторов. Бездействующих на государственную безопасность нашей страны" - получил широкое хождение. Я) например, познакомился с ним весной 1996 г. в Пекине. Тогда он представлял тайну, за раскрытие которой члену партии грозила серьезная кара. Позже он был опубликован в Гонконге (Сянгане). Документ не был подписан. Существует мнение, что его автором является Дэн Лицюнь, один из вете­ранов партии. Содержание документа по обилию проанализированного материала свидетельствует о том, что его готовила группа лиц, внимательно изучающая происходящие в стране процессы. Идейно-политическую критику реформ левой оппозицией можно свести к четырем основным пунктам. Целесообразно поэтому сравнить их с соответствующими по­ложениями доклада Цэян Цзэминя. 1. Левая оппозиция: реформы необходимы, однако следует полностью изменить их стратегию: нынешняя ставит под угрозу "государственную безопасность Китая". Глав­ная опасность социализму кроется в "буржуазной либерализации") в корне проти­воречащей "четырем основным принципам" (до съезда "четыре основных принципа" подразумевали: социализм, демократическую диктатуру народа, руководство Компартии Китая, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна). На современном этапе "буржуазный либерализм" находит наиболее полное выражение в концепции "социа­листического рыночного хозяйства", представляющей один из главных тезисов "теории Дэн Сяопина", взятых на вооружение партией на ее XIV съезде. 2. Левая оппозиция: частная собственность на современном этапе способствует "развитию социализма", однако ее рост должен быть ограничен "определенным уровнем", нс создающим угрозу основам социализма. В настоящее время такая угроза уже возникла. Доля государственного сектора в ВВП страны в последние годы существенно сократилась. Проведение акционирования государственных предприятий, их объединение, слияние, закрытие, передача в руки юридических лиц, иностранного капитала, осуществление процедуры банкротства еще больше снизят удельный вес государственного сектора, что полностью подорвет устои социализма. Представляет опасность и дальнейшее привлечение иностранного капитала. Цзян Цзэминь: с одной стороны заявил, что государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма. При этом, однако, он предпочел говорить не только о государственном секторе) но и о секторе "общественной собственности". Под таковым подразумеваются государственный и "коллективный" секторы, а также их "компоненты" в "смешанных" формах собственности. Все они являются "важной составной частью социалистической рыночной экономики Китая". Главное, чтобы в руках государства сохранялась преобладающая часть капитала предприятий разных форм собственности. Мощь "общественной" собственности будет наращиваться. Она должна сохранять ведущие позиции в экономике и, более того, выполнять "контрольные" функции в отношении иных форм собственности. Госу­дарственный сектор будет играть решающую роль "в тех отраслях и сферах, которые имеют жизненно важное значение для народного хозяйства". Поэтому некоторое дальнейшее сокращение удельного веса государственного сектора "не повлияет на социалистический характер Китая". Различные формы собственности во всем их многообразии необходимы и полезны для развития страны "на первоначальном этапе социализма", который продлится по меньшей мере до середины следующего века. В КНР постепенно получает идейно-политическое гражданство и понятие "народная" собственность. В докладе Цзян Цзэминя оно не используется, сказано лишь, что необходимо поощрять структуры, созданные на основе "объединения труда и объединения капитала трудящихся". С другой стороны, снова сказано о необходимости решительной реформы государственных предприятий на основе их акционирования, объединения, слияния, закрытия, банкротств. Характер акционерной собственности •зависит от того, в чьих руках находится контрольный пакет акций. Специально оговорено, что привлечение иностранного капитала продолжится, но его статус будет таким же, как у национального, усилится руководство иностранным капиталом и контроль за ним. На съезде снова поставлен вопрос о политической реформе, о насущной целе­сообразности отделения партии, государственных органов от непосредственного уп­равления государственными предприятиями, предоставления им полной хозяйственной самостоятельности на основе отделения права собственности от права владения и хозяйствования. Однако) как и в предшествующие 10 с лишним лет) тезисы о политической реформе остались аморфными, напоминающими благие пожелания. В этой связи примечательно требование об укреплении системы демократического централизма. 3. Левая оппозиция: национальная буржуазия численно стала значительно больше, чем в период "социалистических преобразований" 50-х годов, а ее роль в экономике страны - несравненно выше. Возрождаются бюрократическая буржуазия и компрадор­ская буржуазия. Происходит увеличение числа представителей буржуазии в органах власти и партии, она выдвигает политические требования, учреждает многочисленные периодические издания, разного рода клубы и тому подобные организации, привлекает на свою сторону либеральную интеллигенцию. Это свидетельствует о быстром прев­ращении буржуазии в "класс для себя". Буржуазия разлагает и деморализует партию и государственный аппарат, способствует проискам международного капитала. Ее интересы противоположны "диктатуре пролетариата". В связи с этим партия должна нанять твердые классовые позиции и перейти к политике "сплочения и борьбы" с буржуазией. Цзян Цзэминь: необходимо укреплять и развивать "демократическую диктатуру народа", буржуазия не представляет опасности для социализма, целесообразно и впредь активно сотрудничать с буржуазией, с демократическими партиями и ор­ганизациями. Нужно продолжать и углублять идейно-политическое воспитание насе­ления, армии, партии, кадров, вести бескомпромиссную борьбу с явлениями разло­жения в партии и государственном аппарате, с коррупцией, экономической и прочей преступностью. 4. Левая оппозиция: в общественном сознании населения произошли качественные изменения, особенно в период после 1992 г., когда была провозглашена концепция 'социалистического рыночного хозяйства". В последние годы идеи "буржуазной либерализации" по широте и глубине распространения превзошли все то, что имело место до 1989 г. В то время борьба в партии велась в отсутствие буржуазного окружения. Теперь оно существует. Буржуазия есть и внутри партии, поэтому борьба "за" и "против" социализма ныне идет внутри КПК. Партия изменилась: ослабли первичные организации, у части партийных принципиально деформировалось миро­воззрение, она оторвалась от рабочих и крестьян, часть ее кадров полностью разло­жилась, особенно снизилось "политическое качество" руководства партии. В Китае возникла опасность ситуации, аналогичной "августовским событиям" 1991 г. в СССР, событиям

Похожие статьи:

Сайт создан в системе uCoz