С КИТАЕМ ТОРГОВАЛИ КАК УМЕЛИ

С КИТАЕМ ТОРГОВАЛИ КАК УМЕЛИ... После завоевания турками Константинополя Европа оказалась отрезанной от Азии, от товаров с Востока. Испания и Португалия открыли и закрепили за собой южные морские пути. Англия и Голландия более полувека, до 1632 года пытались пройти в Китай Северным морским путем. Именно в это время Европа и обратила внимание на Сибирь, как на кратчайший путь на Восток. В XVI веке на немецких картах появилась река Обь, вытекавшая из озера Китай, а в 1612 году на голландском языке было опубликовано “Краткое описание путей и рек из Московии... в сторону Китая”. В 1582 году Москва, отстаивая свои географические преимущества, отправила своих представителей в сибирские земли обследовать реку Обь и проведать “где Китайское государство и как богато, есть ли чего добиваться”. В итоге вся Северная Азия до границ с Китаем всего за несколько десятков лет, при жизни одного поколения, была присоединена к Русскому государству. Представителю же английской Московской компании, английскому посланнику Д.У. Мерику, несколько десятков лет добивавшемуся права на освоение Сибири, в 1616 году был дан ответ: “Да и про Китайское государство сказывают, что невеликое и небогатое”. Ему так и не было позволено организовать английскую экспедицию в Китай. В общем, во многом благодаря борьбе европейских стран за контроль над торговыми путями в Китай, Сибирь и была присоединена к Русскому государству. В поисках кратчайшего пути в Китай русский торговый караван в 1608 году впервые вышел к Саянам. И здесь же, в 1616 году на приеме у местного правителя Алтын-хана русские посланники впервые попробовали чай. Вот как об этом отмечалось в отчете: “пить в стол носили молоко коровье топленое с маслом, а в нем листья неведомо какие”. В Пекин же первая русская экспедиция во главе с томским казаком Иваном Петлиным прибыла 1 сентября 1618 года, пройдя тем же путем, через верховья Енисея. От китайского императора привезли письмо с согласием наладить торгово-экономические отношения, однако грамоту перевести не смогли, и Москва запретила отправку караванов в Китай. Однако первый русский казенный торговый караван во главе с тобольским головой П. Ярыжкиным прибыл в Пекин в 1654 году все же старым татарским путем по Иртышу. Вскоре енисейские казаки первыми, без поддержки Москвы открыли и освоили новою дорогу в Китай, через Забайкалье. А в 1674 году “ездили в Пекин для торгу из Селенгинска через Монголию енисейский сын боярский Иван Прошенников, да торговые гости ... всего 43 человека”. С первых же лет существования постоянной российско-китайской торговли четко обозначилась ее специфика, коренное отличие от торговли Запада с Китаем. Европейские страны боролись за торговые пути с Востоком для того, чтобы можно было стабильно получать товары из Китая, без которых европейское общество обойтись не могло. Россия же в XVII веке, наоборот, заинтересована была в сбыте в Китае своей пушнины. В 1689 году Нерчинский договор официально установил торговые отношения между Россией и Китаем, документом регламентировалась пограничная торговля. С 1698 года Россия, единственная среди европейских стран, стала отправлять свои караваны в Пекин. Для дипломатического закрепления двухсторонней торговли русская сторона на переговорах с китайцами шла на уступки по другим вопросам и, в конце концов, стала единственной страной в мире, получившей формальное право на стабильную торговлю с Китаем. В 1727 году был подписан Кяхтинский договор, разрешивший и регламентировавший отправку русских караванов в Пекин. Более полувека столицу Цинской империи периодически посещали русские караваны, численностью до тысячи человек, затем еще почти столетие одним из главных центров российской внешней торговли была Кяхтинская слобода, ставшая богатейшим городом Сибири. Русские купцы на территории Цинской империи считались гостями императора и полностью содержались за счет китайской казны. Китайцы формально оформляли русские товары как привоз дани, а полученные в обмен на них китайские товары, как подарки. В Пекине был русский двор, церковь, православное кладбище, но торговля периодически прерывалась из-за политических проблем, осложняли отношения так же пьянство и буйство русских купцов. Первоначально в Пекин ходили казенные караваны, но нечестность и непрофессионализм “служащих” вели к постоянным убыткам. Торговцы сдавали казенные товары за бесценок, а наживались за счет продажи нелегально привезенных своих товаров. Тогда было принято решение: “а впредь китайскому казенному караванному торгу не быть, а собрать компанию знатных купцов и прочих персон, кто пожелает в оную китайскую компанию положить капитал”. Но в России не нашлось ни одного желающего вложить в компанию капитал. Во второй половине XVIII века торговля с Китаем перешла в частные руки. Частники предпочли не ездить в Пекин и ограничились торговлей на границе. Проблемы организации торга на границе были улажены лишь с подписанием в 1792 году специального соглашения. С русской стороны правительство утвердило 6 компаний по регионам, которые должны были действовать на рынке согласованно, с китайской стороны торговали монопольно две компании, через год поочередно сменявшие друг друга. Несмотря на предписания сверху, русские компании действовали несогласованно и, боясь проиграть своим конкурентам — соотечественникам, шли на уступки китайцам, продавая товар с уступкой. Немаловажной проблемой было и то, что кяхтинские купцы, в отличие от китайцев, за редким исключением, не учили китайского языка, не знали китайской специфики. Еще одной проблемой торговли с Китаем были русские дороги, делавшие провоз товаров из Забайкалья в Европейскую Россию делом опасным и недешевым. Все это делало китайские товары в Российской империи очень дорогими. Но при этом не могло поколебать позиции Кяхтинской торговли в мире и в России по причине ее монополии. До середины XIX века Пекин проводил политику изоляции и до максимума ограничивал торговлю с Западной Европой. Руководство же России запрещало ввоз китайских товаров в страну из Европы. Главными предметами ввоза из Китая в начале XVIII века был шёлк, а затем хлопчатобумажные ткани, важное место в ввозе занимали лекарственные растения, в первую очередь ревень, ну и кроме того различная мелочь, “китайские курьезы”. Постепенно ведущая роль в китайском импорте переходит к чаю, в конце века его доля составила четверть, а вскоре и половину всего ввоза из Китая. Что касается вывоза в Китай, то москвичи везли зарубежные товары, тульская компания - мерлушки, изделия из железа и кожи, Казань везла кожи, русский Север и Сибирь продавали меха. Во 2-й половине XVIII века торговля с Китаем составляла 7 — 9% российской внешней торговли и 65% азиатской торговли России. В 1775 году Кяхта дала 38,5% всех таможенных сборов России. В середине XIX века русскую торговлю с Китаем поразил тяжелый кризис. С отменой Кяхтинской монополии китайские товары дешевле стало покупать в Лондоне и Кенигсберге, чем в Кяхте. Доставка тонны груза от Кяхты до Москвы обходилась в 400 рублей, а из Шанхая до Лондона — 14 рублей. Кяхтинская торговля сохраняла свои позиции до начала ХХ века, но лишь благодаря поддержке государства. По европейской границе ввозная пошлина на китайские товары составляла от 27% до 75% от цены, по азиатской — 5%. Для удешевления провоза товаров в России создавался непрерывный водный путь от Кяхты до Москвы, в частности был построен Обь-Енисейский канал. Положение спасло то, что русские купцы перестали покупать чай в Кяхте, перенесли свою деятельность в чаепроизводящие районы и основали свои фирмы в Ханькоу, где сами закупали и обрабатывали чай. Русско-китайская торговля во 2-ой половине XIX — начале ХХ века существовала на основе “Правил сухопутной торговли между Россией и Китаем” 1862, 1969 и 1881 гг. В 50-верстной полосе по обе стороны границы допускалась свободная торговля. В Монголии и Синьцзяне разрешалась русская беспошлинная торговля при наличии специальных документов. Торговля же с Внутренним Китаем, южнее Великой Китайской стены была жестко регламентирована. В частности, русским караванам разрешалось возить товары только по одной дороге - через Ургу и Калган. Как альтернатива сухопутной торговли с начала 80-х гг. развивается русская морская торговля на Одессу, экономически более выгодная. Однако руководство России всеми средствами поддерживало именно сухопутную торговлю. Кроме того, российские промышленники видели в прилегающих районах Цинской империи будущие рынки сбыта для своих товаров. В качестве альтернативы Кяхтинской торговле предпринимались попытки открытия торговли с Китаем через другие участки границы: по Иртышу, по Чуйской дороге и другим местам. В 1870 году в Восточно-Сибирском генерал-губернаторстве был составлен проект открытия прямой торговли с внутренними чаепроизводящими районами Китая через Минусинск. Однако купцы Енисейской губернии проект не поддержали, ограничившись мелочной торговлей в Туве. Территория Цинской империи в плане русско-китайской торговли делилась на несколько различных регионов. Из Внутреннего Китая в Россию ввозился чай, обратно же почти ничего не вывозилось, лишь к концу века пошел керосин из Батуми. Маньчжурия обеспечивала Дальний Восток продуктами питания и контрабандным спиртом. В Монголию и Синьцзян вывозились русские товары в обмен на сырье. Собственно русские торговцы работали лишь в Западной Монголии. В Синьцзяне торговали российские мусульмане, во Внутреннем Китае, за редким исключением, работали комиссионеры, что в полном смысле торговлей назвать нельзя. Китайские купцы почти полностью обеспечивали китайскую торговлю на Дальнем Востоке, играли определенную роль в Сибири, вели торговлю и в Европейской России. Однако, в подавляющем большинстве общий ввоз и вывоз китайских товаров в Россию обеспечивался российскими торговцами. Высокая доля в этой торговле была и у европейских фирм. По общим объемам ввоза в Россию во 2-ой половине XIX века Китай находился на четвертом месте (6,95%), после Германии, Великобритании и США, по общему же вывозу из Р

Похожие статьи:

Сайт создан в системе uCoz